В ЕЭК не понимают недовольства беларусских предпринимателей

Техрегламент ТС прошел процедуру публичного обсуждения — и любой мог обратиться с претензиями и пожеланиями, отмечает чиновник Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

Сегодня, 27 июня беларусские ИП проводят общенациональную забастовку против введения нового техрегламента Таможенного союза, предусматривающего сертификацию и маркировку товаров легкой промышленности. Однако в Евразийской экономической комиссии не совсем понимают, в чем претензии беларусов? О недовольстве российских торговцев или казахстанских вроде бы не слышно. Возможно, беларусская модель экономики уж слишком разошлась с действительно рыночными России и Казахстана? В России, например, проверки контролирующих органов на рынках проводятся не чаще, чем раз в три года — и то, если проблема явно назрела. Наши же ИП ожидают немедленных и беспощадных конфискаций несертифицированного товара.

О тонкостях техрегламента Службе информации «ЕвроБеларуси» рассказал начальник отдела разработки технических регламентов Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Андрей Полозков.

- Я не понимаю, почему выделяется 1 июля 2013 года? В принципе, технический регламент вступил в силу с 1 июля 2012 года. Далее решением комиссии на 6 месяцев было продлено действие национальных законодательств — разрешено обращение продукции на рынке без подтверждения соответствия. Шесть месяцев прошло — и с 1 января 2013 года все это должно было быть прекращено. Но в Беларуси постановлением одного из органов законодательной власти действие нацзаконодательства в этом отношении было еще раз продлено. Но если мы посмотрим законодательную базу Таможенного союза, то там прямо говорится о том, что при вступлении в силу технического регламента перестают действовать требования, установленные нацзаконодательствами стран-членов ТС и продукция выпускается в обращение при прохождении ее процедуры соответствия. И ни одна из сторон не может игнорировать это требование.

- Тогда почему беларусские предприниматели говорят о катастрофе 1 июля?

- Тут вопрос взаимодействия между одними предпринимателями и другими предпринимателями. Если один предприниматель из Беларуси покупает у российского или казахстанского коллеги продукцию, то она ведь уже выпущена в обращение, и он обязан иметь документы, подтверждающие ее соответствие. Если у него нет таких документов, значит это уже контрафактная продукция, и это уже не дело ЕЭК, а иных органов, правоохранительных или контроля и надзора. Которые должны пресекать обращение продукции, не соответствующей либо требованиям техрегламента, либо требованиям законодательства государств. И неважно, какого числа вступает в силу техрегламент — 5-го или 10-го, все будет работать, когда урегулируются вопросы взаимодействия между представителями бизнеса. А все законодательные процедуры — проведены и установлены, остается их только соблюдать. Мы не видим, что сейчас неурегулировано и почему надо прекращать действие техрегламента? Требования исходят от одной части бизнеса, но не будем забывать, что есть и другие части. И претензий от них нет. Почему значительная часть бизнеса сейчас должна переподстраиваться под эту? Они готовились — и в течение года уже применяют этот техрегламент. Еще раз повторю, что тут проблема во взаимодействии предпринимателей. Одни хотят закупать, у других нет документов. Но мы рассмотрим обращение беларусской стороны, если таковое будет. Например, о работе контрольных органов Российской Федерации. Тогда мы обратимся уже к Российской Федерации, чтобы она объяснила данное обращение. Но все это нужно делать взвешенно и обоснованно, в рамках полномочий как Комиссии, так и игроков на рынке, так и уполномоченных органов государств, а не с бухты-барахты. Комиссия может быть только посредником.

- Предприниматели говорят о техрегламенте, как о непредвиденной угрозе их существования, неожиданном ударе…

- Все вопросы были урегулированы. Причем, хочу заметить, что в процессе подготовки текст проекта техрегламента до публикации рассматривался на совещаниях представителей трех сторон, проходил не менее двух месяцев процедуру публичного обсуждения. И любой бизнесмен, предприниматель, чиновник мог обратиться с претензиями. Потом смотрели на отзывы, реагировали. И только потом текст рассылался на согласование в заинтересованные госорганы, в том числе и на внутригосударственное согласование в Беларуси. Путем компромиссов и нахождения консенсуса между органами сторон вот такой техрегламент и родился. Но сейчас, через 2,5 года после того, как его приняли, говорить о том, что он очень плохой, и что его надо ревизировать или отменить, на мой взгляд, несколько поспешно. И вообще, на самом деле, переходный период предусмотрен до 1 июля 2014 года! Те документы, которые выданы на соответствие требованиям национального законодательства, они действуют в течение переходного периода — до 1 июля 2014 года. И продукция, на которую такие документы оформлены, имеет право выпускаться в обращение. И если беларусские коллеги, как заявляется, не могут получить на московских рынках на продукцию документы соответствия, то, может быть, у них есть документы, подтверждающее предыдущее законодательство? Может быть, эта продукция законно находится в обращении без нового техрегламента? А весь сыр-бор из-за того, что беларусские ИП заявляют о том, что они закупаются мелкими партиями и им на них не предоставляют вообще никаких документов. Мы им верим на слово, конечно, но, может быть, они спрашивали только документы нового техрегламента? Вообще, еще раз подчеркну, на новый техрегламент весь рынок переходит только 1 июля 2014 года.
eurobelarus.info