Таможенный пост Морской порт Владивосток лидирует в предварительном информировании и электронном обмене

Внедрение информационных технологий является одним из ключевых звеньев Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, реализуемой в таможенных органах, говорит Пресс-служба ДВТУ. Кроме электронного декларирования, удаленного выпуска во Владивостокской таможне продолжается внедрение технологии предварительного информирования с использованием сетей Интернет на морском транспорте. Благодаря ей перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо может представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза.

Предварительное информирование на морском транспорте применяется в работе двух таможенных постов – Первомайского и таможенного поста Морской порт Владивосток. Для обработки поступающих пакетов предварительной информации в таможне используется комплексное программное средство «Морской пункт пропуска». На таможенном посту Морской порт Владивосток работа с новой технологией идет активнее. С января по декабрь 2012 года на пост поступила предварительная информация по более чем 20 морским судам разных перевозчиков — 79 пакетов, в то время как за прошедший период 2013 года – уже более 70. На Первомайском таможенном посту предварительное информирование суда использовали только 17 раз. Между тем введение обязательного предварительного информирования на морском транспорте планируется осуществить уже в 2014 — 2015 годах, поэтому у перевозчиков и судовладельцев остается не так много времени, чтобы оценить преимущества новой технологии и взять ее на вооружение.

Анализируя предварительную информацию, представленную перевозчиком или иным заинтересованным лицом, таможенный орган имеет возможность принимать предварительные решения. В случаях, когда предварительная информация полностью совпадет с информацией, представленной перевозчиком при прибытии, должностное лицо таможенного поста имеет возможность формализовать ранее принятое предварительное решение, придавая ему юридически значимый статус.

Такая проверка занимает несколько минут, что позволяет морскому судну незамедлительно после прибытия встать к причалу порта и начать грузовые работы.

До применения технологии предварительного информирования время совершения операций по прибытию морского судна составляло около 4 часов, после применения непроизводительные простои значительно сократились. Кроме того, координация действий между таможней и морским портом в рамках такой технологии позволяет оператору морского терминала осуществлять эффективное планирование своей деятельности, не допуская простоя докерных бригад и портового оборудования.

Как показывает практика, в развитии института предварительного информирования применительно к перемещению товаров через таможенную границу Таможенного союза морским видом транспорта, заинтересованы все участники процесса.

Основной результат применения новой технологии — показана реальная возможность и оправданное использование предварительного информирования при перевозках морским транспортом.

Новая технология выгодна всем звеньям логистической цепи. Экспортеры и импортеры минимизируют риски, связанные с существующими запретами и ограничениями на ввоз товаров, поскольку имеют возможность сокращать затраты, связанные с проведением таможенных операций на этапе временного хранения. Перевозчики получают возможность минимизации коммерческих рисков, связанных c обязанностью предоставлять документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров.

Таможенный орган получает возможность заблаговременно получить полную информацию о перевозимых партиях товара (что дает возможность повысить качество таможенного контроля); принимать предварительные решения по организации таможенного контроля (в том числе о документальном контроле прибытия транспортного средства международной перевозки) и выполнить некоторые таможенные операции до прихода судна; использовать полученные электронные документы для упрощения и ускорения формирования различных отчетов.

Предоставление предварительной информации позволяет оптимизировать и работу стивидоров по выгрузке или перегрузке товара, прибывающего на таможенную территорию Таможенного союза. Использование данной технологии сокращает время выгрузки товара и уменьшает затраты участников ВЭД на указанные операции внутри портов.

Уже сейчас предоставление предварительного информирования позволило реализовать технологии бескомиссионного оформления морских судов.

Наряду с развитием предварительного информирования расширение электронного документооборота в портах происходит и за счет взаимодействия таможни и владельцев складов временного хранения. Так, с начала 2013 года таможня разворачивает систему электронного документооборота с владельцами складов и иных мест временного хранения.

Сегодня в зоне деятельности таможенного поста Морской Порт Владивосток 100% электронный документооборот организован с 21 владельцами складов временного хранения и 9 постоянных зон таможенного контроля, оформлено около 135 158 документов отчетности. При взаимодействии с Первомайским таможенным постом системой представления электронных документов отчетности пользуются пока только 9 из 10 владельцев СВХ, и 5 из 8 владельцев ПЗТК, оформлено более 11 тысяч документов отчетности.

Работа по совершенствованию таможенных операций и процедур на основе применения современных информационных технологий проводится в соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года.

VCH.RU