Таможенники России и Абхазии обсудили, как улучшить работу нового пропускного пункта МАПП Адлер

На таможенном посту МАПП Адлер представители таможенных служб Российской Федерации и Республики Абхазия обсудили актуальные вопросы, связанные с низкой пропускной способностью нового пункта пропуска автомобильной части МАПП Адлер.

Как сообщили в пресс-службе Сочинской таможни, после запуска нового пропускного пункта были выявлены технологические недостатки, допущенные при его проектировании, в ходе встречи стороны обсудили сложившуюся ситуацию и приняли решения, направленные на устранения этих недостатков и улучшение работы на данном участке.

О ситуации в зоне деятельности пункта пропуска рассказал временно исполняющий обязанности начальника таможенного поста МАПП Адлер Денис Воронин. Он перечислил целый ряд уже принятых мер, которые направлены на ускорение и упрощение таможенного администрирования, среди которых: внедрение двухканальной системы пропуска граждан, так называемые «зеленые и красные коридоры», увеличение штатной численности должностных лиц поста, установка web-камер, при этом подчеркнув, что среди перечисленных мер, самые большие надежды возлагались на запуск новой автомобильной части МАПП Адлер и скорейшее завершение строительства пешеходного терминала, запланированное на июнь 2012 года.

В продолжение своего выступления ВрИО начальника таможенного поста привел следующие статистические данные: «В 2011 году границу Таможенного союза через МАПП Адлер пересекло более 6,5 миллионов человек, при этом 45 % от общего количества пересекает границу пешим порядком, 13 % — водители транспортных средств и оставшиеся 42 % — это пассажиры транспортных средств. Анализируя усреднённые показатели ежедневного оформления в 2011 году, можно спрогнозировать, что в дни пиковых нагрузок августа месяца 2012 года, границу будут пересекать до 40 тысяч человек и 3500 единиц техники», — отметил Денис Воронин.

Учитывая объемы транспортных и пассажирских потоков, технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на МАПП Адлер предусматривает разделение потоков транспортных средств и пешеходов по двум отдельным направлениям. Поток транспортных средств направляется в сторону автомобильного пункта пропуска на специально выделенную территорию, разделенную по трем направлениям, где осуществляется контроль транспортных средств по видам транспорта (грузовой, легковой, автобусы) с последующим выходом на автодорогу за пределами МАПП Адлер. Для автомашин предусмотрены шесть полос на въезд и шесть на выезд, из них по три полосы в обоих направлениях предназначены для легкового транспорта и ещё по одной – для автобусов. Кроме того Денис Воронин отметил, что вся работа таможенного поста строится по принципу «одного окна» для минимальных временных затрат тех, кто пересекает границу.

«Но все преимущества многополосного движения и упрощения технологии работы в пункте пропуска сводятся на «нет», выявленными в ходе первых дней эксплуатации техническими недостатками, допущенными при проектировании данного объекта» — констатировал Денис Воронин, пояснив, что наиболее существенным недостатком является «узкое горлышко» на въездах в пункт пропуска, что не позволяет осуществлять пропуск одновременно двух транспортных средств, уменьшая тем самым пропускную способность МАПП и сводя к минимуму всю технологию организации работы пункта пропуска.

Среди недостатков нового МАПП Адлер, Денис Воронин также отметил и неудобное расположение весов для проведения транспортного контроля, въезжающих в Россию грузовых транспортных средств, которые установлены перед линией пограничного контроля, что не позволяет использовать прилегающую забетонированную площадку для формирования товарных партий.«Отсутствие в проектной документации навесов и информационных стендов для размещения информации о правилах перемещения товаров и транспортных средств также вызывает неудобства у водителей и пассажиров транспортных средств», – продолжил выступающий.

Комментируя сказанное, начальник Сочинской таможни Светлана Викторовна Степанова добавила, что количество перемещенных автотранспортных средств, оформляемых на новом МАПП Адлер, превышает количество машин, которые перемещались на старом пункте пропуска. «Сейчас идет процесс наращивания пропускной способности, поэтому мы ищем ресурсы в технологии, которые позволят упростить, ускорить и задействовать меньшее количество лиц для пропуска автотранспорта, товаров и физических лиц», — пояснила Степанова, добавив, что все усилия таможни направлены на создание таких условий, чтобы работать с минимальным перемещением по территории пункта пропуска. «Наша задача работать так: на линию контроля пришла машина, встала, водителю сказали вот ваше окошечко, он подошел к модулю, сдал документы, забрал и уехал» — отметила начальник Сочинской таможни. При этом добавила, что штатной численности таможенного поста достаточно для проведения всех необходимых таможенных процедур.

Также начальник таможни рассказала, что вся работа строится на взаимодействии с пограничной службой. Для увеличения скорости проведения совместного контроля таможенниками и пограничниками был организован эксперимент, в ходе которого оформление пассажиров транспортных средств проводилось не на линии контроля, а в павильоне, где расположено большее количество пограничных стоек. Такая схема, позволяет избежать скопления людей во время пограничного контроля, тем самым дает возможность проведения таможенного контроля одновременно до 8 легковых транспортных средств на одной линии. Внедрение такого порядка планируется на постоянной основе. В разговоре о поиске механизмов ускорения и упрощения прохождения границы начальник таможни еще раз подчеркнула, что все меры по оптимизации работы пункта пропуска нивелируется очередью на въезд из-за недостаточной ширины въездных ворот и одной полосы движения на подъезде к пункту пропуска.

Также негативные последствия имеет и отсутствие, как в самом пункте пропуска, так и перед ним таможенных представителей, вследствие чего оказывать информационные и консультационные услуги просто некому. Таможенный инспектор, разъясняя перевозчику порядок заполнения документов, тратит время, за которое мог бы оформить большее количество грузового автотранспорта. Для частичного разрешения информационного пробела в зоне МАПП Адлер руководство Сочинской таможни обратилась, в том числе и к абхазской стороне, с просьбой о создании информационных стендов.

Продолжая разговор об информировании водителей, въезжающих на территорию пункта пропуска, начальник таможни отметила, что внушительная территория нового МАПП Адлер, площадь которого теперь немногим менее 10 Га, а также большое количество полос, павильонов и площадок вводит водителей и пассажиров в состояние растерянности. В связи с этим крайне необходимо как можно скорее обозначить направления движения по линиям контроля, разместить вывески на павильонах и в подразделениях так, чтобы водители и пассажиры могли легко ориентироваться.

В результате дальнейшего обсуждения было принято решение о безотлагательном направлении письма в ФА Росграница и ФГКУ Росгранстрой, — организации, которые ответственны за строительство, оснащение и оборудование пунктов пропуска, с требованием установить дополнительный въезд на территорию пункта пропуска, увеличить ширину ворот и подъездных путей. Также было запланировано проведение рабочей встречи с представителями туристических фирм, осуществляющими туры в Абхазию, для создания графика движения через пункт пропуска.

Для контроля за развитием ситуации на МАПП Адлер руководство сопредельных таможенных постов будет ежедневно обмениваться данными оперативной обстановки, а также регулярно проводить встречи для обсуждения возникающих проблемных вопросов и оперативного принятия по ним решений.

В заключение обсуждения председатель ГТК Абхазии Саид Николаевич Таркил поблагодарил представителей ФТС России, Южного таможенного управления, Сочинской таможни за организацию и проведение этой встречи, отметив, что высокий уровень сотрудничества между таможенными службами двух стран ставится в пример другим ведомствам в Абхазии, а также выразил уверенность в том, что благодаря совместным усилиям ведомств двух стран к началу курортного сезона все шероховатости работы нового пункта пропуска останутся позади.

ИТАР-ТАСС Кубань