РФ и ЕС спорят об утилизационном сборе

Россия и ЕС намерены в ближайшее время обсудить вопросы применения утилизационного сбора на автомобили. По словам главы МЭР Андрея Белоусова, правительство планирует выровнять условия утилизационного сбора для российских и иностранных автопроизводителей в середине года. На этом настаивает Европа, ссылаясь на нормы ВТО

Вопрос применения утилизационного сбора на автомобили будет затрагиваться на правительственных переговорах России и ЕС в Москве, пишет РИА Новости. Сейчас он платится при импорте новых и подержанных машин, однако работающие в России автопроизводители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие неоднократно вызывало озабоченность представителей ЕС.

В связи с реальной угрозой иска в ВТО от ЕС Минэкономразвития объявило, что Россия готова распространить сбор на равных условиях — и на импортируемые, и на отечественные автомобили. Согласно источника в Минэкономразвитии, «конкретно проценты и сроки — такие детали не совсем целесообразно на уровень председателя правительства и соответственно еврокомиссаров, поскольку эксперты, министры — Мантуров (Минпромторг), Белоусов — находятся в постоянном контакте с европейскими партнерами».

Со своей стороны постпред России при Евросоюзе Владимир Чижов заявил, что проблема будет урегулирована без суда ВТО. По его словам, соответствующие изменения в законодательные акты будут внесены, и вопрос будет окончательно исчерпан. Утилизационный сбор, введенный в в конце 2012 года стал реальным мерой поддержки российской промышленности после вступления страны в ВТО.

Как напоминает издание «Ведомости», предложенная система утилизационных сборов касалась всех ввозимых и собираемых в России автомобилей. Все деньги, собираемые с помощью сбора, предлагалось направлять на развитие системы утилизации автохлама. Но по сути мера должна была компенсировать снижение импортных пошлин на автомобили, прежде всего подержанные (для которых ставки сбора должны быть выше), после вступления в ВТО.

Идею утилизационного сбора выдвинуло новое тогда руководство группы «ГАЗ», которое возглавил Бу Андерссон. Wall Street Journal напомиминает, что в 2009 году, когда у руля ГАЗа встала свежая команда, убыток составлял 10,7 млрд руб., а в 2011 году прибыль составила 8,5 млрд руб. В этом году компания рассчитывает заплатить налог на прибыль впервые после начала мирового финансового кризиса.

Что касается утилизационного сбора — его стали платить импортеры автомобилей (базовая ставка для легковых машин — 20 000 руб., грузовиков и автобусов — 150 000 руб.). Российские компании могли платить сбор или предоставлять гарантии по утилизации, что устроило практически всех крупнейших зарубежных и российских автопроизводителей.

В настоящее время ежемесячные поступления от уплаты утилизационного сбора составляют 3,5-4 млрд руб. При этом условия таких платежей активно не нравились ЕС, который требовал равного подхода ко всем производителям. Правительство России вынуждено было озаботиться разработкой нового механизма. «Ведомости» напоминают, что в начале 2012 года министр экономического развития Андрей Белоусов объявил о возможности отмены гарантий по утилизации. В перспективе локальные производители будут уплачивать сбор наравне с импортерами уже с лета.

Ситуация складывается неоднозначная — отсутствие выбора не всегда является благом. Руководство группы Renault уже заявило о возможности пересмотра инвестиций в проекты в России из-за введения нового механизма взимания утилизационного сбора, сообщает Авторамблер. Официальный представитель компания Volkswagen, которая выпускает автомобили для российского рынка на заводе в Калуге и на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде, отмечал, что утилизационные сборы отразятся на рентабельности производства. Так что предмет для переговоров у сторон вполне актуальный.

bigness.ru