Предварительное информирование таможенных органов. Текущее состояние и перспективы

22 ноября в Ленинградской ТПП был проведен круглый стол, на котором участники обсудили развитие системы предварительного информирования таможенных органов о товарах, перемещаемых через границу всеми видами транспорта. Мероприятие было организовано Ассоциацией экспортеров и импортеров при ЛТПП совместно с НП «Гильдия профессиональных участников ВЭД»

Как известно, на автомобильном транспорте процедура передачи предварительной информации в таможенные органы стала обязательной с 17 июня 2012 г. РешениеКоллегии Евразийской экономической комиссииот 17сентября2013 г. №196обязывает перевозчика подаватьпредварительную информацию о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, начиная с 01.10.2014. На морском и авиатранспорте предварительное информирование (ПИ) в настоящее время пока не является обязательным, и реализуется в экспериментальных режимах в ряде таможен.

В мероприятии с докладами выступили представители Северо-Западного таможенного управления, НП Гильдия профессиональных участников ВЭД, ОАО РЖД.

Открыл встречу Роман Гордиенок, руководитель Департамента внешнеэкономических связей ЛТПП, который отметил важность внедрения новых таможенных технологий для сокращения времени процедур, связанных с оформлением транспортных средств в местах пропуска на границе. По официальным заявлениям руководителей ФТС, данное время с введением обязательного предварительного информирования на автотранспорте сократилось в среднем на 30 минут и составляет сегодня в среднем 53 минуты.

Станислав Шкленский, начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Северо-Западного таможенного управления, в первой части своего выступления остановился на проекте ведомственного приказа Об утверждении Положения о совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза морским (речным) транспортом, с использованием предварительной информации. Документ подразумевает обязательную передачу предварительной информации о судне и о грузе. В качестве лиц, подающих информацию о товарах, указано любое лицо, связанное с перемещением товаров через таможенную границу. Однако нормативно не закреплено определение любого лица, связанного с перемещением товаров через таможенную границу, что, возможно, приведет к представлению указанными лицами неполной либо некорректной информации.

Наличие предварительной информации позволяет таможенном органу принимать решения о документальном контроле судна, о выгрузке (запрете выгрузки) товара, до прибытия судна определять необходимость проведения санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля, и определять товары, подлежащие таможенному осмотру с применением ИДК. Уже на момент прибытия товаров в порт проверка данных уже проведена и в отношении них может приниматься решение о выпуске, если они не подлежат фактическому контролю (не признаны рисковыми поставками). Пока предварительная информация представляется в объеме коносамента. С учетом перспектив возложения на таможенные органы функций по осуществлению иных видов государственного контроля, ее объем должен будет стать шире, а ее предоставление должно будет стать обязательным.

ПИ на морском транспорте уже внедрили несколько морских линий, в том числе компании HYUNDAI, представители которой также приняли участие в дискуссии. Участники круглого стола сошлись во мнении, что идея предварительного информирования, безусловно, призвана облегчить работу перевозчиков и таможенных органов, но формат ее исполнения на морском транспорте пока не позволяет говорить о бесспорных выгодах для сторон.

В ходе обсуждения вопросов участники круглого стола отметили наличие проблем межведомственного взаимодействия при оформлении грузов в морских портах, которые, в итоге, отражаются на дополнительных издержках для всех участников процесса. Действительно, администрации морских портов несут ответственность, в первую очередь, за безопасность мореплавания, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), которое должно создавать необходимые условия для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска, не принимает активного участия в оптимизации работы представителей различных контролирующих органов в портах. И получается, что вопросами координации взаимодействия приходится заниматься таможенным органам.

В следующей части своего выступления Станислав Шкленский поделился информацией о ходе реализации предварительного информирования на воздушном транспорте.

Проект E-freight был запущен по инициативе Международной ассоциации Гражданской авиации (IATA) в 2004 году для уменьшения издержек в авиационной отрасли и улучшения обслуживания пассажиров и грузов.

По своей сути стандарт E-Freight представляет собой набор международных правил в части электронного оформления документов для сопровождения авиационных перевозок грузов, следование которым позволяет всем участникам перевозочного процесса обеспечить переход на электронный документооборот и соответствующее взаимодействие.

ФТС России разработан Временный порядок совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку на территории Российской Федерации и перемещаемых ими товаров при представлении документов и сведений в электронной форме. Для участия в эксперименте Временным порядком определены воздушные пункты пропуска через государственную границу РФ, расположенные в регионе деятельности таможенных постов Аэропорт Шереметьево (грузовой) Шереметьевской таможни, Аэропорта Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни, Аэропорта Толмачево Новосибирской таможни, Аэропорта Красноярск Красноярской таможни.

В настоящее время участниками пилотного проекта успешно осуществляются тестовые транзитные рейсы с использованием воздушного пространства Российской Федерации и инфраструктуры аэропортов Российской Федерации с применением электронных документов.

Алексей Чупланов, эксперт НП Гильдия профессиональный участников ВЭД, в своем выступлении сравнил цели, задачи и способы реализации процедур предварительного информирования в Европейских странах и Российской Федерации. В Евросоюзе цель предварительного информирования безопасность, четко определена, правила формирования ПИ приведены в Поправках к Таможенному кодексу ЕС по безопасности. В зоне Таможенного союза реализация ПИ преследует цели оптимизации и ускорения совершения таможенных операций, повышение эффективности контроля. По мнению А. Чупланова, объем сведений, передаваемых при предварительном информировании в ЕС и у нас примерно одинаковый, а вот механизмы реализации процедур отличаются. В ЕС при ввозе оформляется ENS (общая декларация прибытия) и передается в таможню прибытия в электронном виде. ENS имеет различный набор сведений для различных видов транспорта. После проверки декларации по результатам работы системы управления рисками, единой для всего Евросоюза, перевозчику или грузоотправителю отправляется разрешение в виде MRN (справочный номер перевозки) или отказ в осуществлении ввоза товаров на таможенную территорию EC/ Система управления рисками, также в случае необходимости, формирует либо протокол ошибок, по которому перевозчик/грузоотправитель может исправить ENS, либо рекомендации по таможенному или другим видам контроля для контролирующих органов первой страны прибытия или страны назначения. Таким образом, при наличии MRN, по прибытии на таможенную территорию EC у таможенника уже есть список рекомендаций по контролю груза, чем пока не могут похвастаться представители российской таможни.

Евгений Копытов, начальник отдела по таможенной деятельности Центра по таможенной деятельности ОАО РЖД в своем выступлении остановился на специфике передачи ПИ на железнодорожном транспорте.

РешениеКоллегии Евразийской экономической комиссииот 17сентября2013 г. №196обязало перевозчиков, осуществляющих ввоз товаров железнодорожным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза, представить предварительную информацию не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза. Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, лица, имеющие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, или иные заинтересованные лица представляют сведения о товарах, необходимые для осуществления предварительного информирования, перевозчику не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Перевозчик осуществляет прием указанных сведений от данных лиц и их консолидацию. В настоящее время Общество с ограниченной ответственностью Таможенно-Брокерский Центр (ООО ТБЦ), как уполномоченный таможенный представитель ОАО РЖД, осуществляет прием, консолидацию и передачу предварительной информации в Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России (ЦИТТУ ФТС России).

Так, по словам представителя ОАО РЖД, полнота передачи информации со стороны эстонских коллег (ж/д перевозчика) составляет 99%, несколько похуже обстоят дела на железнодорожных пунктах пропуска российско-латвийской границы, где полнота предоставления сведений составляет 60-65%. Расчеты, проведенные в РЖД показывают, что время на обработку поездов, с использованием системы предварительного информирования сокращается в 2 раза. Евгений Копытов также отметил положительный опыт коллег из Белорусской таможни, которые производят оформление международного контейнерного поездаZUBR (курсирует по маршруту Таллинн Рига Минск Одесса/Ильичевск). После внедрения ПИ совокупное время на реализацию таможенных формальностей сократилось на 3-5 часов.

Организаторы выражают благодарность участникам круглого стола за интересную дискуссию.

Роман Гордиенок

И.о. директора департамента внешнеэкономических связей ЛТПП