Первый заместитель Председателя Правительства России И.И. Шувалов и руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов посетили Дальневосточный регион

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Игорь Шувалов, руководитель Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов и другие официальные лица в рамках рабочего визита в Приморский край посетили таможенные органы Дальневосточного таможенного управления, сообщила Пресс-служба ДВТУ . Высоких гостей встречали начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко, начальники Находкинской и Уссурийской таможен.

Сначала Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов, руководитель ФТС России Андрей Бельянинов и другие официальные лица посетили таможенный пост МАПП Пограничный (Уссурийская таможня) на российско-китайской границе, где ознакомились с организацией деятельности таможенных органов в многостороннем автомобильном пункте пропуска. В числе прочего гостям продемонстрировали работу мобильного инспекционно-досмотрового комплекса, который в течение нескольких минут позволяет полностью просканировать транспортное средство с товарами.

В настоящее время работа таможенных органов предполагает всё более широкое применение перспективных таможенных технологий – от использования инспекционно-досмотровых комплексов (мобильных и стационарных) до внедрения новейших информационных технологий, в частности, технологии предварительного информирования, с июня прошлого года ставшей обязательной при ввозе товаров автомобильным транспортом.

Внедрение технологии предварительного информирования позволило сократить время совершения таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска, в том числе и на МАПП Пограничный. В итоге участники внешнеэкономической деятельности и компании-перевозчики получили реальные преимущества, связанные с сокращением времени прохождения таможенных процедур и в целом с нахождением товаров и автотранспортных средств в автомобильных пунктах пропуска.

Анализ показывает, что технология предварительного информирования на автомобильном транспорте в Дальневосточном регионе востребована бизнесом. Сейчас уровень развития технологии предварительного информирования на автомобильном транспорте стабильно составляет 98% (оставшиеся проценты приходятся на случаи перемещения товаров в адрес физических лиц, почтой и случаи неработоспособности системы вследствие нештатных ситуаций).

С момента внедрения обязательного применения технологии предварительного информирования время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных и смешанных пунктах пропуска ДФО, сократилось с 53 до 44 минут.

Затем высокие гости направились в регион деятельности Находкинской таможни, где побывали в морских портах Находка и Восточный. Первому заместителю Председателя Правительства России Игорю Шувалову и руководителю ФТС России Андрею Бельянинову показали организацию работы таможенных органов в морских пунктах пропуска. Причем особое внимание было уделено проводимому Дальневосточным таможенным управлением (ДВТУ) и Находкинской таможней совместно с «Восточной стивидорной компанией» эксперименту по использованию технологии предварительного информирования при перевозках морским транспортом в порту Восточный.

Этот эксперимент тем более важен, что в регионе деятельности ДВТУ основной объем товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, приходится на морские пункты пропуска. Поэтому ДВТУ обращает самое пристальное внимание на оптимизацию таможенных операций, совершаемых в отношении товаров, ввозимых морским транспортом.

Наиболее активно технология предоставления предварительной информации реализуется во Владивостокской и Находкинской таможнях (хотя данную технологию используют и Магаданская, Сахалинская, Хасанская таможни ДВТУ).

В Находкинской таможне для реализации пилотного проекта по использованию предварительной информации при перевозках морским транспортом создана рабочая группа, в состав которой вошли руководители и специалисты структурных подразделений таможни, представители разработчика программного обеспечения, представители организаций- перевозчиков, представители участников внешнеэкономической деятельности.

Предоставление предварительной информации является одним из элементов эксперимента, проводимого в морском порту Восточный, направленного на сокращение времени нахождения товаров в морском порту.

В результате разъяснительной работы, проводимой ДВТУ и Находкинской таможней, в настоящее время предварительная информация представляется в отношении 100% судов, осуществляющих ввоз контейнеров в порту Восточном.

Технологией документального контроля (бескомиссионного оформления) охвачено 22% морских судов, осуществлявших ввоз товаров в контейнерах.

Среднее время совершения таможенных операций прибытия составляет 96 минут при совершении операций непосредственно на борту судна и 35 минут при документальном контроле, проводимом без выхода на судно.

Представители Роспотребнадзора и Россельхознадзора проявили готовность принять участие в проведении эксперимента. В настоящее время территориальные подразделения указанных органов, расположенные в регионе деятельности морского порта Восточный, имеют доступ к предварительной информации, предоставляемой перевозчиком. Подключение иных контролирующих органов к порталу предоставления предварительной информации позволит в дальнейшем реализовать технологию представления пакета предварительной информации однократно.

Кроме того, прорабатывается технология помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием предварительного информирования. Конечной целью является помещение товаров под таможенную процедуру без размещения на временное хранение.

Результаты реализации технологии предварительного информирования напрямую зависят от качества и объема предоставляемой информации, а также от своевременности ее предоставления таможенному органу. Учитывая, что предоставление предварительной информации на морском транспорте носит добровольный характер, случаи предоставления информации по товарной партии единичны, в основном информация предоставляется только перевозчиком и ограничивается объемом коносаментов.

Сейчас среднее время нахождения контейнеров на территории терминала «Восточной стивидорной компании» сократилось на 30% (с 14 дней до 10 дней).

Первые итоги эксперимента показали, что направление, избранное ФТС России, на оптимизацию совершения операций в морских портах с использованием предварительной информации верное. Однако без внесения изменений в действующее законодательство в части установления обязательности предварительного информирования на морском транспорте и завершения работы по формированию нормативной правовой базы в этой области дальнейшее развитие технологии затруднено.

В завершение визита в Находкинскую таможню Игорь Шувалов на базе таможенного поста Морской порт Восточный провел совещание «О мерах по оптимизации функционирования таможенных органов на примере таможенных постов Морской порт Находка, Морской порт Восточный и МАПП Пограничный». В совещании приняли участие руководитель ФТС России Андрей Бельянинов, заместители Министра экономического развития и Министра транспорта, руководитель Росграницы, губернатор Приморского края, главный федеральный инспектор по Приморскому краю, начальник Дальневосточного таможенного управления Сергей Пашко, начальники Владивостокской, Находкинской и Уссурийской таможен, глава Находкинского городского округа, руководители территориальных органов исполнительной власти (ДВ территориального управления Росграницы, УФАС России по Приморскому краю, Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю, УФМС России по Приморскому краю, Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю), а также представители бизнес-сообщества (вице-президент «Деловой России», представители Агентства стратегических инициатив (АСИ), в том числе заместитель руководителя рабочей группы АСИ «Совершенствование таможенного администрирования», ПРО Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России», Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России, руководство ОАО «РЖД» и Дальневосточной железной дороги, крупные участники внешнеэкономической деятельности).

Первый заместитель Председателя Правительства России Игорь Шувалов отметил, что прошел год со времени утверждения дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», разработанной Агентством стратегических инициатив, и хотя работа в этой области идет, все же есть важные пункты, которые до сих пор не выполнены. Тем не менее, Игорь Шувалов отметил, что «таможня заметно улучшила процесс администрирования». А затем предложил без докладов о достижениях, сразу перейти к «болевым» вопросам – четко обозначить проблемы и препятствия в их решении.

Совещание вышло бурным, свое видение проблем и способов их решения высказали практически все участники: и органы исполнительной власти, и бизнес.

Подводя итоги, Игорь Шувалов обозначил важнейшие проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время. В частности, решить вопросы взаимодействия различных служб в пунктах пропуска, исключив при этом дублирующие функции. Совместить информационные системы. Организовать режим наибольшего благоприятствования тем участникам внешнеэкономической деятельности, которые будут активно внедрять у себя перспективные технологии. Выйти на руководство страны с предложением по углублению и законодательному закреплению итогов экспериментов в порту Восточном и на МАПП Пограничный и перенесению этого опыта на соответствующие пункты пропуска во всех регионах.

VCH.RU