Новые технологии на море и на суше

Предварительное информирование, которое уже в июне 2012 года станет обязательным для перевозок на автомобильном транспорте, постепенно приходит и на другие виды транспорта, говорят в Пресс-службе ДВТУ. И хотя технология в целом не нова, предварительное информирование в электронной форме, которое является приоритетным, предстоит освоить.

Не менее актуален этот вопрос для Сахалинской области, имеющей лишь морские и воздушные границы. Ближайшие перспективы развития предварительного электронного информирования в Сахалинской таможне обсудили на недавней встрече с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в области таможенного дела.

По словам начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Анатолия Ковтуновича, суть технологии осталась прежней. «Таможенный орган получает предварительную информацию, оценивает ее объем, необходимые трудозатраты, принимает решения, в том числе и по иным видам контроля. И в конечном итоге таможенный орган может принять решение об оформлении морского судна без участия в составе комиссии на борту».

На сегодняшний день в Сахалинской таможне уже применяется подобная технология, но с предоставлением информации на бумажном носителе. Бескомиссионно оформляется более 5% судов на прибытие и свыше 20% – на убытие, в первую очередь, танкеров. На сегодняшний день эта технология применяется на каждом таможенном посту. Внедрение предварительного информирования электронным способом позволит увеличить эти показатели и сократить временные издержки при выпуске товаров.

Под эгидой Федеральной таможенной службы в Находкинской таможне недавно была апробирована методика по электронному предоставлению сведений для предварительного информирования. В целом эксперимент удался, в настоящее время идет доработка технологии. Это связано с тем, что предоставление сведений в электронной форме должно осуществляться не только через сторонние организации, но и через портал ФТС России. На сертификацию программных средств требуется время.

Экспериментальное внедрение вышеназванного проекта, получившего название «Fill-Bill», ведется и в Сахалинской таможне. На базе Корсаковского и Холмского таможенных постов, где оформляется подавляющее количество грузов, следующих морским транспортом, в апреле прошел семинар, посвященный технологии предварительного информирования таможенных органов с использованием данного проекта.

Технология во многом напоминает систему электронного декларирования. Программные средства портала «Fill-Bill» позволяют сформировать весь необходимый пакет документов для таможенного органа и передать предварительную информацию о товарах, планируемых к перемещению через таможенную границу.

– На основании этой информации и проверки документов таможенный орган принимает решение о том, будет ли комиссия подниматься на борт судна либо нет, – разъясняет А.Ковтунович. – И в последнем случае, особенно большие суда, сильно выигрывают во времени совершения контроля. Вкупе с электронным декларированием сроки выпуска товара значительно сокращаются. Примером тому служит предварительное информирование на автомобильном транспорте, благодаря которому сроки оформления транзитной декларации сократились в несколько раз.

В целом такой подход, несомненно, должен заинтересовать добросовестных перевозчиков. В то же время предварительное информирование в электронной форме предъявляет жесткие требования по отсутствию операторского брака. В случае такового время выпуска может увеличиться.

Применение современных технологий является немаловажным направлением Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к госгранице РФ. Электронное декларирование, удаленный выпуск и предварительное информирование с использованием Интернета позволяет совершенствовать систему таможенного оформления и выпуска товаров.

VCH.RU