Морское ПИ: варианты решения

21 марта на базе таможенного поста Морской порт Восточный (Находкинская таможня) состоялось совещание, посвященное вопросам автоматизации таможенных операций в местах прибытия товаров морским транспортом. В частности, представители ГУОТОиТК, ДВТУ, Балтийской и Дальневосточной таможен, а также разработчики ПО, грузоперевозчики и декларанты рассмотрели варианты реализации технологии предварительного информирования в отношении товаров, перевозимых морским видом транспорта («морское ПИ», «МПИ»).

Первый вариант представил руководитель местной компании «Проминвест» Виталий Колбешин. Это решение основано на использовании «толстого клиента» (то есть обычной программы) на каждом из рабочих мест — у морских агентов, у перевозчика и у таможенного инспектора. Все сведения стекаются на сервер разработчика, где они доступны инспектору. При всей привлекательности данного проекта, ряд вопросов в нем остались нерешенными. В том числе, это вопросы о возможности сопряжения с официальным Комплексом программных средств Морской пункт пропуска (КПС МПП, должен быть введен в действие уже в апреле) и о проблеме использования несертифицированного программного обеспечения в периметре таможни.

За скобками остался вопрос о стоимости использования системы, а также о гарантиях обеспечения круглосуточной работоспособности серверов, на которых базируется данное решение.

Руководитель проекта компании «Альта-Софт» Андрей Тихонов представил участникам совещания другой вариант решения задачи. Здесь «толстый клиент» (известная всем программа «ГТД-PRO» или даже бесплатный модуль «Альта-ПИ») устанавливается только у декларанта. Декларант формирует морской пакет, включая в него имеющиеся документы, после чего отправляет его на СВД-сервер «Альта-Софт» — по тем же каналам, что и обычные ЭД-документы. СВД-сервер присваивает документу ссылку и по электронной почте отправляет ее остальным участникам процесса — отправителю, получателю груза, перевозчику — для внесения дополнительной информации. Все участники процесса могут добавить эти сведения прямо на сервере, в режиме онлайн. СВД-сервер фиксирует любые добавления и рассылает уведомления об их внесении. Когда Морской пакет окончательно сформирован, ссылка отправляется по электронной почте инспектору таможни. Тот либо непосредственно начинает работу с полученным пакетом, либо выгружает его в КПС МПП.

Данное решение имеет следующие преимущества:
• мгновенное и БЕСПЛАТНОЕ подключение к системе — сразу после регистрации заявки. При наличии действующего договора ЭД-услуги с компанией «Альта-Софт» новый договор заключать не нужно;
• обмен данными осуществляется в полном соответствии с альбомом форматов ФТС России и полностью стыкуется с КПС МПП;
• не требуется покупать и устанавливать дополнительное программное обеспечение – в работе используется та же программа, что и при заполнении деклараций;
• использование СВД-сервера компании гарантирует круглосуточную бесперебойную работоспособность системы, включая круглосуточную техническую поддержку;
• все передаваемые сведения удостоверяются электронной подписью, а значит, обеспечивается юридическая значимость данных;
• ни инспекторам, ни зарубежным контрагентам не нужно устанавливать специальное (и несертифицированное) ПО – для работы используется стандартный браузер (для таможни это важно с точки зрения обеспечения безопасности).

В настоящее время успешно завершается заключительное тестирование этой разработки на одном из предприятий Владивостока.

Новое решение от «Альта-Софт» позволит вывести технологию таможенного оформления и контроля прибытия судов на новый уровень, в основе которого лежат электронный документооборот, автоматизация всех процессов, быстрота совершения таможенных операций и эффективный таможенный контроль. Кроме того, на его основе в настоящий момент разрабатываются системы для автоматизации оформления авиа- и железнодорожных перевозок.

Пресс-служба «Альта-Софт»