Контролирование валютных операций

Контролирование валютных операций

На данный момент нет никаких последствий от того, что между странами Таможенного союза был ужесточен контроль денежных средств. Если исходить из данных ЦБ, которые уже были обнародованы, то сумма вывода капитала посредству схем фиктивного импорта на 2013 год составила 22 миллиарда долларов. Если сделать пересчет, то это выше, чем среднемесячный показатель за 2012 год. Две трети от этого объема при этом выведено посредству стран Таможенного союза.
Эксперты считают, что возможно первые плюсы от подобных мер по борьбе с борьбой незаконного получения средств в России принесет немного позже. Уже на данный момент сотрудники банков могут отказать клиенту, если проводимая операция покажется сомнительной.
К таким сомнительным операциям в первую очередь относят те, которые осуществляются по схемам фиктивного импорта. Это происходит, когда человек осуществляет перевод средств на третьи лица в страны Таможенного союза, причем за поставки несуществующих товаров. На данный момент при ввозе товаров из стран Таможенного союза в России действуют льготы, которые позволяют по более простой процедуре и с меньшими пошлинами оформлять сделки. Теперь груз оформляется по товарно-транспортной накладной и декларация в ФТС не создается. В связи с тем, что контроль реального ввоза в Россию сейчас затруднен, открываются широкие перспективы для фиктивного импорта.
Начиная с 2010 года ведется проверка ТТН, их проверяют по базам данным Национального банка Белоруссии. После этого подобные процедуры импорта стали активно развиваться через Казахстан. Если говорить о 2013 году, то теперь контроль за вывозом капитала усилили посредству требований к банкам, проверять информацию о клиентах, а также об их контрагентах. В случае необходимости банки должны передавать эти данные в Росфинмониторинг. Уже в конце лета Центральный Банк подготовил письмо, в котором четко было указано, что клиентам нужно отказывать в проведении данных операций.
В 2013 год запомнился еще внесением поправок в Уголовный кодекс, при этом подобным операциям было дано определение «невозврат валютной выручки». При этом также были усилено наказание за подобные поступки.
Как считает Евразийская экономическая комиссия, появляются такие серые схемы для вывода капитала потому, что не произошла достаточно глубокая интеграция. В связи с этим есть потребность в формировании интегрированного финансового рынка стран, входящих в Таможенный союз. Также должно быть сформировано единое экономическое пространство.