ФТС не ожидает очередей на пунктах пропуска

«Коллапса не будет. Федеральная таможенная служба не ожидает очередей на таможне», — прокомментировал журналистам отмену с 14 августа 2013 года упрощенного порядка применения книжек международных дорожных перевозок (МДП) начальник главного управления организации таможенного управления и контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) Дмитрий Жуков.

Накануне, когда стало известно о резонансном приказе ФТС радикально изменить многолетние отношения с международными транзитными перевозчиками, основанными на Таможенной конвенции ООН от 1975 года, эксперты забили тревогу — уже к началу осени это чревато заторами грузовиков на пунктах автомобильного пропуска, подорожанием импортных товаров. Для перевозчиков новые нормы приведут к росту цен при обслуживании — речь идет о возобновлении таможенного сопровождения, наличии финансовых гарантий и поручительств по оплате таможенных пошлин, налогов. Все это обернется для грузовладельцев дополнительными тратами.

И международным скандалом. Мол, приказ ФТС перечеркивает подписанную российской стороной Конвенцию, регламентирующую международные автоперевозки, что является юридическим нонсенсом.

В российской таможне считают по-другому. Жуков пояснил, что основным нарушением процедуры МДП является недоставка товара — транспортные средства после пересечения границы не приходят в таможенные органы. В результате казна теряет миллиарды рублей. Дело в том, что, по правилам Конвенции, каждая транспортная национальная организация, признанная таможенными органами этого государства, обязана платить за нарушителей- перевозчиков по предъявленным ей счетам. В России таковой сегодня является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). И между ней и ФТС идет давняя судебная тяжба по поводу недоставки грузов, неуплате таможенных платежей. С 1996 года по 1 июня 2013 года долг АСМАП превышает 20 миллиардов рублей и составляет 41 процент от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами. Поэтому мотив у таможни один — ФТС не признает деятельность именно этой организации. И в данном случае статс-секретарь — заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева уточнила, что изменение условий использования книжек международных дорожных перевозок вызвано не выходом страны из Конвенции, а «неурегулированным вопросом» исполнения обязательств со стороны Ассоциации международных автоперевозчиков /АСМАП/ по уплате таможенных платежей за пропавшие по дороге товары. По мнению Голендеевой, необходима демонополизация применения книжки МДП. Сейчас этот документ выдается в России только АСМАП.

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков в свою очередь направила& обращение в правительство, в котором просит приостановить решение ФТС и создать рабочую группу для объективной оценки ситуации.
Впрочем, пока таможенники и перевозчики ссорятся, юристы прикидывают, сколько заплатит государство за убытки, которые возникнут у перевозчиков и импортеров в связи с нарушением таможенными органами международной конвенции.

Российская газета — RG.RU