Договора морских грузоперевозок

Договора морских грузоперевозок

Договор морской транспортировки грузов может заключаться в нескольких формах. Основные формы:

1) чартер;

2) букинг-нот;

3) коносамент;

4) фиксчур-нот;

5) берс-нот.

Судоходство бывает трамповое и линейное. В первом случае заключается чартер, в последнем — коносамент. Все договора заключаются и оформляются письменно.

Для оформления чартерного договора используются типовые проформы. Их насчитывается порядка 400. В договоре должны быть указаны следующие основные данные:

1) как называется судно, технические и эксплуатационные характеристики;

2) вид объекта, транспортировки, особенности, количество;

3) порты, где товар погружают на судно и выгружают соответственно;

4) фрахт;

5) когда судно готово для погрузки;

6) расчет сталийного времени и так далее.

Все необходимые условия должны быть согласованы между фрахтователем и перевозчиком. Самое главное отличие коносамента от чартера — это то, что все договорные условия разрабатывает судоходная компания в одностороннем порядке, нет необходимости согласовывать с владельцами объекта.

Коносамент является главным инструментом в морских сделках. Юридически коносамент — это расписка судоходной компании о принятии объекта определенного рода, определенного количества и состояния. Также коносамент представляет собой доказательство договора транспортировки и является товарно-распорядительным документом, который позволяет владельцу распоряжаться товаром. Коносамент выдается только после приема объекта к транспортировке.

В соответствии с коносаментом, капитан вправе размещать груз на судне в месте по его усмотрению, а подпалубных помещениях. Судоходная компания заблаговременно хранит объект на своем складе. Реквизиты коносамента следующие. Необходима информация: о наименовании судна, наименовании судоходной компании, странах погрузки и выгрузки, наименовании отправителя, получателя.

В остальных, упомянутых вше, формах договора морской грузоперевозки условия зафиксированы в более краткой форме.

Букинг-нот — это заявка фрахтователя для бронирования места на судне. Применяется в линейном судоходстве. С подписью грузоотправителя передается перевозчику.

Берс-нот применяется в линейном и трамповом судоходстве. Если судно не может обеспечить загрузку всей партии товара, то оформляется данная форма договора, позволяющая загрузить оставшуюся партию товара на другое судно этого же причала.

Фиксчур-нот используется в трамповом судоходстве. Эта форма договора заключается до момента заключения чартера и фиксирует заключение сделки о фрахтовании корабля.