Читинская таможня обсудила с участниками внешнеэкономической деятельности вопросы предварительного информирования

На Забайкальском таможенном посту Читинской таможни прошло первое в этом году заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В заседании приняли участие: начальник Читинской таможни Сергей Беседин, руководители таможенных постов, начальники структурных подразделений, представители Забайкальской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», руководители и представители фирм и организаций, осуществляющие свою деятельность в регионе Читинской таможни.

На Консультативном совете обсуждались актуальные вопросы внедрения информационной технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, планируемых к перемещению участниками ВЭД через границу Таможенного союза и развитие перспективных таможенных технологий в регионе деятельности таможни.

Открыл заседание Консультативного совета начальник таможни Сергей Беседин. Он отметил, что внедрение информационных технологий на сегодняшний день является одним из ключевых звеньев Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ, реализуемой в деятельности таможенных органов. Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных органов помогает совершенствовать и облегчает процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускную способность на государственной границе.

С докладом выступила Марина Медведева – начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Читинской таможни. Она отметила, что интерес к повышению качества процесса таможенного декларирования и контроля обоюден – в этом заинтересована и таможенная служба, и участники внешнеэкономической деятельности. Во всем мире одним из наиболее действенных способов повышения качества процесса таможенного декларирования является предварительное информирование, основанное на предоставлении информации о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, до их фактического прибытия.

Суть предварительного информирования достаточно точно изложена в диспозиции статьи 42 Таможенного кодекса Таможенного союза: уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Таможенного союза или убывающих с такой территории.

В соответствии со статьей 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 года «О представлении и об обмене предварительной информацией, о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (Соглашение) случаи обязательного представления предварительной информации при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации должны быть определены Решением Комиссии Таможенного союза в зависимости от вида транспорта, на котором перемещаются товары. Такое Решение на настоящий момент принято и вступает в силу с 17.06.2012 – это Решение Комиссии Таможенного союза № 899 от 9 декабря 2011 года «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» (РК ТС от 09.12.2011 № 899).

Согласно положениям РК ТС от 09.12.2011 № 899, уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или другие заинтересованные лица должны представлять информацию в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.

Таможенные органы государств-членов Таможенного союза, на территории которого расположено место прибытия товаров и транспортных средств, в течение двух часов с момента получения предварительной информации обязаны провести ее анализ с использованием системы управления рисками.

Представление предварительной информации осуществляется в электронном виде путем взаимодействия информационной системы таможенных органов государств — членов Таможенного союза и информационных систем заинтересованных лиц либо посредством WEB-порталов таможенных органов государств — членов Таможенного союза (ст. 6 Соглашения). Представляется наиболее удобной модель предварительного информирования таможенных органов посредством интернет-портала электронного декларирования ФТС России. Предварительная информация должна быть направлена в таможенный орган государства — члена Таможенного союза заинтересованным лицом не менее чем за 2 часа до перемещения через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств.

Об организации таможенного оформления товаров и транспортных средств с использованием предварительного информирования на таможенном посту ЖДПП Забайкальск рассказал начальник поста Илдус Шарипов.

В своем докладе он отметил, что на сегодняшний день таможенный пост ЖДПП Забайкальск осуществляет свою деятельность в одном из крупнейших пунктов пропуска в России. В настоящее время планируется реконструкция и модернизация станции Забайкальск. Уникальность станции Забайкальск заключается в том, что на станции осуществляется перегруз всех импортных грузов с узкой колеи на широкую, что, в свою очередь, оказывает влияние на ее пропускную способность. Предварительное информирование используется на станции Забайкальск уже 2 года.

Илдус Шарипов обозначил и проблемные вопросы по организации таможенного контроля товаров и транспортных средств с использованием предварительного информирования на таможенном посту ЖДПП Забайкальск. Так, с учетом осуществления таможенным постом иных видов контроля, отрицательным фактором, влияющим на длительность нахождения товаров и транспортных средств на станции, является несвоевременное предоставление перевозчиком разрешительных документов на подконтрольные товары.

Интересным как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможни и Забайкальской железной дороги стало выступление генерального директора ООО «ДВТГ-Терминал» Владимира Пронищева.

В конце Консультативного совета руководители таможенных постов ответили на поступившие вопросы участников ВЭД и выразили надежду, что совместное тесное общение разрешит ряд вопросов, которые возникли во время работы с использованием предварительного информирования.

Пресс-служба СТУ